Сайт художника Виктора Беляева

28 июня 2014 г. 19:49:17

Проект "Экспедиция" Город Меленки.

Для меня Меленки место священное. Единственный город Владимирской губернии, по неизъяснимой прихоти Универсума, ставший колыбелью художницы международного уровня - Ольги Владимировны Розановой.

Справка. Розанова Ольга Владимировна (1886-1918), известная русская художница-авангардистка, работавшая в стиле супрематизма, неопримитивизма и кубофутуризма. Родилась в городе Меленки Владимирской губернии 21 июня 1886 года.

Но-увы! В Меленках об этом знаменательном факте не напоминает ничего. Нет улиц-площадей названных её именем. Не стоит в сквере имени Розановой бронзовый памятник. Даже детская художественная школа, работающая в городе, и та не хранит память об известной землячке. Кажется жители напрочь забыли о самой яркой звезде на городском небосклоне, и счастливы этим вполне. Хотя Дом-музей художницы мог бы стать визитной карточкой города, и не только в России. Отнюдь. В Меленки потянулись бы художники и любители живописи со всего мира.

Пока же всё тихо в уездном городе М. Толпы жаждущих прикоснуться к прекрасному не осаждают отели, не заполняют кафе и рестораны. Никто не фотографирует чудом уцелевшую колокольню церкви Всех святых (1878 года), не глазеет на бывшую женскую гимназию, открывшуюся в 1908 году, не бродит по Торговым рядам 1880 года. При въезде на Владимирскую улицу, у одноэтажного особняка, построенного в 30-х годах XIX века врачои и библиофилом М.С.Камневым, экскурсоводы не рассказывают разинувшим рот туристам о том, что в нём в начале ХХ века находился Дворянский клуб с обществом любителей музыкально-драматических искусств. Сквозь стеклянные стены культурно-досугового центра любопытствующая публика не наблюдает как два заезжих художника монтируют в фойе очередную выставку. И не пытаются прорваться в здание, чтобы стать счастливыми обладателями автографа. Тихо в уездном городе М.

Тихо особой, патриархальной тишиной, свойственной небольшим, провинциальным городам, сохранившим традиционный, среднерусский уклад жизни. Степенный, размеренный и неторопливый. Ремесленно-купеческий. С одно-двухэтажными особнячками, сиренью под окном и чаепитиями во дворе, при огромном самоваре. Думается Меленки в XXI веке непостижимым образом умудрились сохранить дух города Владимира века XIX. Если когда-нибудь соберусь снимать фильм из жизни старого Владимира, где есть натура знаю.

Но это в теоретическом будущем. В практическом настоящем пытаемся разблокировать "каретки" подвеса, зафиксированные неизвестными умельцами непонятно для каких надобностей. Как решить эту животрепещущую проблему, вопрос на десять баллов. Наконец находится специалист с нужным инструментом и дело наконец сдвинулось с мёртвой точки. Начинаем монтаж выставки.

По фойе культурно-досугового центра стайками перемещается народ груженный сценическими костюмами. Где-то на сцене "размнаются" певцы, пытается придать торжественность голосу конферансье. Грядёт мероприятие. И до его начала, очень было бы хорошо успеть развесить картины. Поэтому стараемся делатьвсё настолько быстро, насколько это возможно. Экспозиция образовывается небольшая - около тридцати работ. Но ответственная развеска всё равно занимает около двух часов. Так что "страховочного" времени почти не остаётся. И это слегка нервирует. Ведь всегда есть вероятность "форс-мажора". Но Бог милостив. Успеваем всё: смонтировать выставку, пообщаться с корреспондентом местной газеты "Коммунар", произвести необходимые фото и видеосъёмки.

Покидали мы Меленки под гром литавров. Торжественный концерт начался. И так всегда. У кого-то праздник, а нам очередная забота. Вовремя добраться до губернского города. Поэтому едем быстро. Видимо скоростное возвращение уже вошло в привычку что-ли. Только вместо всегдашнего "смазанного" калейдоскопа населённых пунктов, мелькавших за окном, на этот раз удалось рассмотреть и село Приклон, из которого по преданию выделилось селение Меленки (статус города Меленки получили в 1779 году, при разделении Владимирской губернии на уезды), и село с развесёлым названием Бутылицы, основанное во время третьего казанского похода Ивана Грозного. Именуется оно так, то-ли по имени одного из царских воевод, то-ли оттого, что изготовление бутылей для нужд царского двора было основным промыслом местных крестьян. Впечатлила церковь Николая Угодника XIX века и удивительным старинным домиком чудом сохранившимся рядом с сельской почтой. Даже село с грозным названием Архангел, расположенное чуть в стороне от трассы, с церковью Михаила Архангела семнадцатого века. Ну и конечно роскошные, живописные меленковские дали, поля и просёлки. Красота! Для художника неисчерпаемый источник вдохновения.

Как приедем во Владимир, по свежим впечатлениям нужно будет сделать пару набросков. Дабы остался не только эмоциональный след, но и нечто материальное, эти эмоции питающие и сохраняющие.