Сайт художника Виктора Беляева

14 февраля 2014 г. 15:20:13

Проект "Экспедиция" Город Вязники.

История города Вязники - пример удивительной метаморфозы, исторического анекдота, на тему: "Мышь гору съела." Поскольку изначально, село Вязники располагалось у стен древней крепости и города Ярополча-Залесского.

Впервые Вязники упоминаются в летописи за 1608 год. Через сорок пять лет в слободе уже насчитывается 337 дворов безземельных крестьян, с мужским населением в 850 душ.

Ярополч, так тихо, и настолько незаметно сошедший с исторической сцены, что учёные долго и упорно искали место расположения города. А найдя, ещё дольше сомневались, а то ли нашли.

Вязники, в отличии от своего незадачливого суверена, не канули в Лету. Наоборот, понемногу прирастали числом и уменьем. И коптили себе небо у реки Клязьма, в ожидании звёздного часа.

С началом петровских преобразований он настал. Реформировались все сферы жизни. В особенности - армия. Зарождался российский флот. Все это требовало сукна, пеньки, канатов. Вязники все это имели в изобилии. К тому времени село стало известным центром выращивания льна и выработки льняной пряжи, полотна и пеньковых канатов. Император и село Вязники нашли друг друга. Будущее представлялось великолепным, небо обещало быть в алмазах.

Пророчество сбылось в 1778 году, когда матушка-императрица подписала указ , по которому Вязники получили статус уездного города Владимирской губернии. Город, конечно в то время был так себе: 486 деревянных и семь каменных домов, 1925 жителей, 89 торговых лавок, семь питейных домов. Благовещенский монастырь и три церкви.

В 1790 году был утвержден план застройки города, которого придерживаются до сих пор.

А теперь, собственно исторический анекдот. Ярополч, давший жизнь селу Вязники, сам был преобразован в ХIХ веке в слободу. А с 1848 года и вовсе стал частью города Вязники. Вот так.

В 40-х годах XIX века в городе проживало 3500 жителей, было 580 домов, из них каменных 26, 7 церквей, монастырь, три училища, больница, аптека. 20 фабрик и заводов, 10 лавок. два трактира, восемь питейных заведений.

К 1862 году в городе насчитывалось 195 ремесленников: портные, сапожники, слесари, кузнецы. Значительная роль принадлежала садоводству и огородничеству. Плодами своих трудов вязниковцы торговали с Владимиром, Ярославлем. Нижним Новгородом и Ростовом.

В развитии торговли большая роль принадлежала Клязьме. Река использовалась для привоза сырья и вывоза продукции вязниковских фабрик. Особая роль принадлежала хлебной торговле. Вязниковская пристань была крупнейшей в нижнем течении Клязьмы. Кроме того река играла важную роль как транспортная магистраль. Значение её усилилось в связи с началом пароходного движения по Клязьме. Первый пароход принадлежал костромскому помещику Катенину. Несколько позднее появились пароходы Николаева, Щербакова.

В конце 70-х годов через город прошло новое Московско-Нижегородское шоссе, что благоприятно сказалось на активизации застройки центральной части города. Три улицы замостили камнем и четыре деревом. По инициативе О.М.Сенькова был устроен первый самотёчный водопровод.

В 1897 году жителей в городе было 5164 человека. Прибавилось церквей. Их стало восемь. В городе была женская прогимназия, городское училище с ремесленным классом, церковно-приходская школа и несколько приходских училищ. Работали полотняно-ткацкие фабрики и винокуренный завод. Город изобиловал садами.

Двадцатый век начинался в Вязниках как обычно. Были рождественские и новогодние балы-маскарады. Штурмовали снежные крепости, катались с горок.Шумели по кабакам. Все как всегда. На календаре появился 1901 год. Жизнь продолжалась. Строятся новые административные и жилые дома. Осваиваются дотоле незаселенные городские кварталы.

Если в 1904 году в Вязниках насчитывалось 129 каменных и 859 деревянных зданий, в которых проживали 7975 жителей, то к 1917 году в 140 каменных и 1042 деревянных домах насчитывалось 12226 вязниковцев. В рапорте городского головы В.В.Елизарова владимирскому губернатору, поданному в феврале 1913 года сообщалось:"Жители города занимаются работами на фабриках и заводах, мелкой торговлей, огородничеством, садоводством, разными мелкими ремеслами."

В 1910 году в доме И.Чигерова заработала первая телефонная станция. Появился первый в городе автомобиль. Его счастливым обладателем стал И.В.Демидов. В 1911 году в городе загорелись первые полторы тысячи электролампочек. Улицы Вязников освещали 40 керосиновых и 85 электрических фонарей.

Революционные бури начала века, мало затронули город. Регулярно проходили маёвки. Бастовали мало. Оживление бунтарских настроений началось после 1914 года, в связи с тяготами военного времени.

О февральской революции узнали 28 числа. В образованном временном исполкоме председателем оказался фабрикант С.И.Сеньков. Совет рабочих депутатов, возникший весной 1917 года, на новую власть почти никакого влияния не оказывал.

Октябрьские события прошли незамеченными. Лишь спустя полгода в апреле 1918 года Вязниковский съезд Советов заявил об установлении в городе Советской власти. Наступило смутное время.

Потом было как везде. Разруха 20-х годов, репрессии 30-х. В начале 1931 года открылось лёгкое конное сообщение между Вязниками и железнодорожной станцией. В сентябре того же года было открыто автопассажирское движение между железнодорожным вокзалом и центром города. В 1937 году начала работу драматическая труппа.

Дальше была война. Голод, холод, разруха, карточная система, которую отменили только в 1947 году. К началу 50-х годов восстановили и отремонтировали городской водопровод. Привели как могли в порядок дома, школы, лечебные учреждения.

60-е годы ознаменовались строительством завода осветительной арматуры.

Строили развитой социализм при Брежневе, боролись с пьянством, разгильдяйством, тунеядством при Андропове. В 1985 году вместе со всей страной Вязники взяли курс на ускорение социально-экономического развития.

90-е годы запомнились массовыми забастовками, талонами на продукты и промтовары, развалом страны и августовским путчем.

В 2005 году в результате реформы местного самоуправления Вязники становятся центром городского поселения "город Вязники". В 2008 году из города областного подчинения Вязники преобразовали в город районного подчинения.

Из достопримечательностей в городе: Благовещенский монастырь XVII века; Троицкая церковь XVIII века; Покровская церковь XIX века; Крестовоздвиженская церковь XIX века; часовня Казанского собора XVII-XIX веков; усадьба фабриканта С.И.Сенькова XIX века; здание гимназии XIX века; городская застройка XVIII-XIX веков; * Вязниковский историко-художественный музей (дом купца Елизарова XVIII века); В целях ознакомления с музеем, на предмет дальнейшего сотрудничества я посетил это все ещё красивое, но стремительно ветшающее здание. Кстати одно из первых каменных в городе. Удивительно, но мое появление вызвало не совсем понятное напряжение среди музейных работников. Продавая входной документ билетёрша этак подозрительно поглядывала на нежданного посетителя. Вполне возможно, держа палец на кнопке тревожной сигнализации. Смотрительница в залах бдительно следила за мной, не на секунду не оставляя одного. Подобное нервическое внимание к моей скромной персоне несколько озадачивал. Но ровно до тех пор, пока не вспомнилась прошлогодняя история, в которую оказалось замешанным это почтенное заведение. А именно - похищение из фондов музея трёх картин Шишикина, Жуковского и Коровина.

Связав пожилую женщину-сторожа????, трое грабителей в масках, сдёрнули со стены три картины "Лес" Шишкина, "Первый снег" Жуковского, "Рыболов" Коровина и благополучно скрылись. Не помогла, ни убогая сигнализация, ни полицейский участок недалеко от музея. По прикидочным оценкам, сумма ущерба оценивается, в размере двух миллионов. Не рублей. Есть от чего занервничать.

Сотрудничать с музеем в плане выставочной деятельности, похоже не получится. Специального выставочного зала у них нет. А гордое слово "художественный", носит только потому, что экспонирует в своих залах собрание живописи русских художников XIX-XX веков, отобранных у фабриканта Сенькова. Сам то, зараза, успел каким-то образом сбежать за границу. Уберёгся от народного гнева. Вот картинам повезло меньше.

  • музей песни XX века. Большой зал музея - единственная в городе выставочная площадка. Иногда задействуется все пространство. Но обычно выставки экспонируются на стене, задрапированной почему-то золотистой тканью. Как по мне, обычная "бортовка", была бы в данном случае гораздо уместнее. Но как говорится - "хозяин - барин."

Ввиду лютых февральских морозов, открытие решили не делать. А может, просто у них практики такой нет. Не знаю. Зато действует такая штука, как закрытие выставки. Второй раз попадаю на подобное мероприятие. И второй раз задаюсь вопросом:"Зачем это надо?". ЗАЧЕМ??? Из сбивчивых комментариев уяснил, что якобы, закрытие выставки необходимо по двум причинам.

Во-первых, для максимального охвата потенциальных зрителей. То есть - два мероприятия - в два раза больше зрителей. Во-вторых, закрытие - это некое подведение итогов работы выставки. Не знаю. Как по мне, во всем этом, много надуманного. Лишнего, одним словом.

Художников в Вязниках, к сожалению нет. Вообще. Как вида. Есть фотоклуб. Называется "Вязники". Оригинально. Вроде бы при городской библиотеке работает литературная группа. Названия у нее нет. Может не нарушать традиций, и тоже назвать "Вязники"?

Вот собственно говоря и все, что мне удалось узнать. Будет ли из этого знания какой-то прок покажет время.