Сайт художника Виктора Беляева

9 мая 2015 г. 17:16:17

Проект "Водный путь". Город Владимир.

Когда я общался с народом по поводу проекта «Водный путь», вопросы у всех возникали одинаковые. Первый – откуда пошла быть идея? Второй – почему водный путь? Третий - зачем собственно говоря, это надо? После того, как идею поддержал фотоклуб «Владимир», появился и четвертый – какой смысл? Ведь и своих фотографий в достатке. Постараюсь в меру сил, ответить.

Замысел появилась давным-давно, в девяностые годы. Грандиозное предприятие, выставка-приключение по мотивам кругосветных путешествий уроженца Владимира, адмирала М. П. Лазарева. Флотоводец, ученый, путешественник, первооткрыватель Антарктиды, он, пожалуй, является самой известной личностью древней столицы. Мирового уровня. Совершив два вояжа вокруг Земли, открыв, кроме всем известного континента, много ещё чего, знаменитый мореплаватель стал для многих романтических душ, в том числе и нас, путеводной звездой. Выставка-путешествие по его маршрутам была абсолютно логичной задумкой для владимирских художников. Таким, в общих чертах был план. За дело взялись в духе времени. Основательно и вдумчиво. Провели исследование, подвели теоретический базис. Организовали пробные выставки во Владимире – начальном пункте, и граде Петра – конечной цели российского этапа. Не вдохновило. Сухопутный вариант, не имеющий никакого отношения к морям и путешествиям. Начали экспериментировать. В 2002 году на двух лодках «Пела» прошли из Владимира в Гороховец по реке Клязьма. Это было уже что-то. Ветер странствий, вечера у костерка, шум тростника, серебристая дорожка от молодого месяца на воде. Хорошо. Но мало. До северной столицы всё ещё очень далеко. И не понятно как всё это увязать с выставкой. Но когда в 2007 году совершили круиз из Нижнего Новгорода в Петербург, проект начал проявляться словно изображение на фотобумаге. Вояж на теплоходе – это красиво. И вполне соотносится с поставленными задачами. Так что с маршрутом определились. Из Владимира до Нижнего Новгорода на лодках и катерах. Оттуда на белом пароходе к городу на Неве. Дальше – весь мир. Но вернисаж не хотел встраиваться в структуру проекта. Даже принцип формирования экспозиции был не понятен. Как показала практика пробных мероприятий, просто собрать некоторое количество картин, объявить их проектом и повезти по странам и континентам не получится. Работать не будет. Собрание шедевров должно созреть как доброе вино. Для максимального усиления эффекта решили к действу привлечь не только художников из Владимира, но и районных мастеров. Так начала работу «Экспедиция». В 2014 году, успешно выполнив все поставленные перед ней задачи, она передала эстафету «Водному пути». К навигации 2015 года все приготовления были окончены, и 29 апреля, выставкой в Областном доме народного творчества, был дан старт небывалого для губернского города события – началу кругосветной выставки.

Насчет названия все просто. С давних времен водные артерии служили надежными транспортными магистралями, соединяющими регионы, страны, континенты. Средством коммуникации, обмена культурными и философскими идеями. Дорогой в манящие, неизведанные миры. По ней мы и отправляемся навстречу приключениям. Поскольку прибывать в города, где планируется представлять выставки, будем по рекам, озерам, морям и океанам. Ну, и кроме того проект состоит из работ, так или иначе, посвященных водной стихии.

Теперь насчет того, зачем это надо. Творческие люди, существа эмоциональные, для полноценного функционирования которым требуется постоянная подпитка в виде новых впечатлений, встреч, обмена мнениями и опытом. Конечно, можно сидеть на одном месте и ждать, что всё это свалится с небес, подобно манне. Но поговорку: «Под лежачий камень – вода не течет», придумали не зря. Известное такое изречение. Но не все знают, что у него есть продолжение: «Вода его просто накрывает, и камень оказывается на дне». Очень надеюсь, что эта чаша нас минует.

О фотографах. С выставки «Отражаясь в реке», практически во всех наших экспозициях присутствовали фотоработы. Хотя я бы скорее назвал их светописью. Поскольку фотоаппарат в данном случае использовался как кисть при написании картины светом. То есть эмоциональная составляющая всегда была доминирующей. Даже в ущерб каким-то техническим нюансам. Но всегда хотелось взглянуть с другой стороны объектива, услышать точку зрения людей, для которых этот момент напротив очень важен. Фотоклубовцы пригласили меня на отбор работ для проекта, и было необычно наблюдать, как они впадали в восторг от вещей, не которые я бы и внимания не обратил. Прошел мимо, не повернув головы. Уверен - и у них к нашим экспериментам много вопросов. И это хорошо. Именно полярность мнений порождает ту энергию, которая придает динамизм всей экспозиции в целом. Электризует её подобно разряду молнии. Факт немаловажный, особенно если учесть, какое количество унылых и безжизненных выставок производится ежегодно. Ненужных ни зрителям, ни художникам. Сооруженных для «галочки», либо из пустого тщеславия. Так что привлекать новых экспонентов, даже при условии формального изобилия, очень даже полезно.

Этим моим выступлением завершилась официальная часть открытия проекта «Водный путь». Дальше был знамо дело фуршет. Но это уже совсем другая сказка.