Сайт художника Виктора Беляева

21 июля 2016 г. 16:06:25

Проект "Водный путь. Продолжение". Город Ярославль.


Была когда-то во Владимире галерея «Ступени», особенностью Которой было собственно расположение выставочного пространства: две лестничные площадки и пролет между ними. Эксперимент семейства Лобовых давно канул в Лету, но неожиданно вспомнился, когда мы монтировали экспозицию проекта «Водный путь. Продолжение» в Ярославской универсальной научной библиотеке имени Некрасова. Тоже лестничные площадки и пролёты между ними. Те, кому приходилось работать в подобных условиях, знают, что при определенных обстоятельствах ступени могут превратиться в серьёзный вызов. Но в данном случае, удобная галерейная система развески позволила быстро, и без излишних затрат дорогостоящей нервной энергии разместить двадцать девять работ пяти художников: Виктора Беляева, Ольги Золотовой, Елены Лимоновой, Александра Филиппова, Вячеслава Пешкина.

Стремящиеся вверх лестничные ступеньки подсказали основную идею экспозиционного решения: «Всё выше и выше, и выше…», от реки Клязьма, прхотливо несущей свои воды на просторах Северо-Восточной Руси, до бескрайнего Мирового океана. Минуя реки, озёра, моря, пристани. Меняя лодки, катера, теплоходы. Что как мне думается очень созвучно Ярославлю, городу древнему и купеческому. Самим своим основанием обязанному Великому Волжскому торговому пути «из варяг в арабы» - от Балтийского моря до Каспийского. В этом мы убедились лично, прогулявшись вдоль реки. Не скажу за весь Ярославль, но набережная великолепна. Солидарен в этом с известным драматургом А.Н. Островским, написавшим ещё в 1849 году: «Набережная на Волге уж куда как хороша». Здесь как в Греции есть всё, или почти всё: прекрасный речной вокзал, построенный ёще в 1970-80 годах. Несмотря на общий упадок водного транспорта в России, от его причалов всё еще отходят круизные теплоходы. В круглой беседке, любимом месте развлечений и завязывания знакомств молодежи с XIX века, местные донжуаны до сих пор очаровывают приезжих барышень, склонных к романтике. В построенной в 1830-х годах губернаторской резиденции, уже давно высокое начальство не проживает. В изящном доме сейчас располагаются фонды художественного музея. Недалеко от храма искусств находятся две церкви: церковь Рождества Христова, построенная в середине XVIII века купцами Назарьевыми и Благовещенский храм 1688 года, сооруженный на месте деревянного, сгоревшего в пожаре 1658 года, опустошившего почти весь Ярославль. Из гражданской архитектуры интерес представляет Арсенальная башня – одна из двух сохранившихся башен укреплений земляного города. Возведена в 1658-69 годах из кирпича. Служила главным входом в укрепленную часть города с воды. О новодельном Успенском соборе, возведенном на месте взорванного в 1937 году старого, можно сказать только то, что в нем явно видно влияние московского храмового зодчества. О знаменитом «ярославском стиле» речи не идет. Совсем. Словно города перепутали. Ну и наконец, Стрелка – место, откуда пошел быть город, заложенный в 1010 году Ярославом Мудрым. С древних времен здесь располагались административные и управленческие структуры. От резиденции наместника ростовского князя – затем удельных ярославских князей – вплоть до вхождения Ярославского княжества в состав Московского. Но мне, честно говоря, город запомнился не этим великолепием, а четырехпалубным красавцем-теплоходом, стоявшим на якоре недалеко от Стрелки. Белоснежная громадина невозмутимо покачивалась на волнах, озорно подмигивая лучами заходящего солнца, отраженными в иллюминаторах, словно приглашая подняться на борт, и отправиться навстречу приключениям. И неважно, что сейчас у нас другие планы, нет времени и пора домой. Этот корабль будет нам сниться долгими зимними ночами. Как и мы ему. До весны.