Сайт художника Виктора Беляева

9 апреля 2015 г. 15:12:50

Внутренняя клеть Василия Косаурова

Поскольку сам Маэстро так и не смог внятно объяснить происхождение названия выставки, попытаюсь аргументировать свою теорию по этому поводу.

Кроме очевидного желания пооригинальничать, простительное всякому художнику, авангардисту особенно, другим определяющим фактором в этой истории стало то, что в основном, визуальный ряд рекламной продукции мероприятия был сформированным до выбора названия. И ключевым компонентом этого ряда стали две большие красные буквы В. и К. Все остальное пристраивалось к этой доминанте. То есть и название проекта, тоже должно было начинаться с этих букв. Если учесть, что часть жизни В.К. отдал реставрации и храмовой росписи, то до Исаака Сирина, и его: «…Потщитесь войти во внутреннюю клеть свою, и узрите клеть небесную, потому что та и другая – одно и то же, и, входя в одну, видишь обе. Лествица оного царствия внутри тебя, сокровенна в душе твоей. В себе самом погрузись от греха, и найдешь там восхождения, по которым в состоянии будешь восходить», один шаг. В переводе на мирской язык означать это должно было примерно следующее: «Мысли о душе своей, ибо она есть лестница в царство небесное». Прекрасный лейтмотив для выставки. Непонятно, почему вместо этой простой и ясной мысли, художник полез в словесные дебри, заблудился там, и пропал. Но возможно мы были свидетелями специального рекламного хода. Так или иначе, но чисто техническая сторона вопроса была решена. Название для выставки, начинающееся на требуемые буквы было подобрано. «Внутренняя клеть». Красиво. загадочно, непонятно. Как собственно и авангардная живопись.

Кстати, невероятный кульбит – из авангарда в храмовую роспись, и обратно, только на первый взгляд кажется странным. До юбиляра (автору исполняется 55), на этом поприще отметились и другие мэтры модернизма: Шагал, Матисс, Дали, Кокто, Пикассо. Компания вполне достойная.

Что касается собственно экспозиции, то 96% работ, я помню ещё по первым выставкам «АРТБАТ». Почти реализм, космизм, супрематизм, сюрреализм, беспредметное малеванье – художник не избежал ни одного соблазна, и отдал дань почти всем направлениям в живописи. И всё это многообразие было представлено на выставке. Ход очень смелый. Хотя вызывающий больше вопросов, чем дающий ответов. Но что сделано, то сделано. Результат творческого поиска. Чаще осознанного, иногда вынужденного. Как в случае с «Экспериментом». Так называлась выставка в Доме работников искусств. Начало XXI века. Мероприятие заявлено, сроки подходят, фокус не удается. То ли факир пил, может, звезды не так встали. Автор натурально в панике. Бросается за советом к старшему товарищу, и в некоторых случаях наставнику - Шефу (в миру Олегу Рафаиловичу Шиленкову). Результатом мозгового штурма с воблой стала необычная идея набивных картин. Суть идеи состояла в том, что кусок ткани опускался в краску, камякался и прокатывался по листу ватмана. Дешево, сердито, а главное быстро. Полночи катались шедевры. Все остальное время было потрачено на собирание в кучу психоделических образов, возникших на бумаге. То есть придумывание названий. Самое трудное в творчестве авангардиста. Всё закончилось благополучно. Экспозицию собрали, назвали «Эксперимент», открыли. Вот такие они, креативные владимирские авангардисты. А помноженные на нестандартность московских кураторов – это вообще гремучая смесь. «Красная ртуть». У Василия Косаурова, как у всякого приличного художника есть куратор. С 2005 года он сотрудничает с творческим объединением «Вэй Арт». Град-дама этого предприятия – Юлия Лобова, и была заявлена куратором проекта «Внутренняя клеть». Думаю идея с «отпускной шляпой» - это её вклад в копилку эксклюзивов. Это такая «фишка» на открытии выставки, имеющая с одной стороны цель развлечь почтеннейшую публику, с другой, и более практичное применение – разгрести залежи набросового материала, неизбежно образующегося в процессе жизнедеятельности всякого художника. Ну и возможно создать предпосылки для организации будущей клиентской базы творца. Некоторые из раздаваемых буклетов были пронумерованы. Жетончики, тоже с номерками, уложили в «пенсионерскую» шляпу. В таких, заслуженные трудоголики, окучивают свои сады-огороды. Затем хозяин торжества извлекал жетон и озвучивал номер. Пунцовые от счастья обладатели выигрышных буклетов одаривались набросками или этюдами. Хороший маркетинговый ход для продвижения творчества мастера в народ.

Ей же (куратору) экспозиция обязана наличием нескольких относительно новых работ. Связанных, правда изначально, с другим международным проектом – «Ангел», работавшим в течение трёх лет, с 2012 по 2014 год в России и Чехии. Новое качество живописи. Почти реализм. Но именно почти. Появилось даже некое изящество, чего за В. К. сроду не водилось. И, тем не менее – это всё тот же упертый авангардюга Василий Косауров. Не скажу, что это сам по себе подвиг. Но авангардист, живущий во Владимире… В этом определенно есть нечто героическое. Что бы убедиться в этом, достаточно прийти на любой из выставкомов. Время от времени я посещаю подобные мероприятии, дабы посмотреть, чем народ дышит. Периодически наш авангардист приносит на них свои картины. И с той же регулярностью не находит понимания. Ну не формат! Я у него спрашиваю: «Василий! Скажите мне как художник художнику. Оно Вам надо»? И что отвечает мне представитель андеграунда? «Таки да! Пусть знают, что кроме картин, которые они выставляют, есть и другая живопись»! О! Альтруизм чистой воды. А как сказала Лена Лимонова (слямзила у кого-то, конечно. Но не в этом суть!): «В конечном итоге, побеждает нация не прагматиков, но альтруистов». Поэтому, пока во Владимире живут такие люди как В. К. (их немного, но они есть), этот город ещё может на что-то надеяться.